Первое поколение ФГОС
Введено в 2004 году под названием «Государственные образовательные стандарты». Первую редакцию критиковали за концентрацию на знаниях, а не на умении применять их тем или иным способом. Хорошим результатом считалось, когда «усвоены знания». Нормы касались обязательного минимума программ общего образования и основных требований к обеспечению образовательного процесса. Это был важный документ, которому не хватало детализированности, поэтому вскоре его обновили.
Второе поколение ФГОС
ФГОС второго поколения вводили постепенно. Для НОО — в 2009 году, для ООО — в 2010 году. Стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действий (умений). Старый стандарт отвечал на вопрос «Чему учить?», новый добавил ответы на вопросы «Для чего учить?» и «Как это поможет в жизни?»
Третье поколение ФГОС
В новых ФГОС 2021 года одни вещи стали необязательными, а другие были конкретизированы. Более того, многие вещи в том или ином виде тестировались в некоторых школах, а до этого обсуждались с профессиональным и родительским сообществом. Поэтому больших сюрпризов ФГОС третьего поколения не принесли.
Основные изменения в новых ФГОС общего образования 2021 года:
- конкретизация, т.е. каждое требование раскрыто и четко сформулировано
- вариативность, выражающаяся в возможности школ самостоятельно разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов
- патриотическое воспитание: раньше прописывалось, что оно должно быть, теперь у него появились конкретные черты
- более точно обозначились предметные результаты. Стало ясно, что должен знать и понимать ученик. Например, в рамках предмета «Информатика» следует понимать назначение языков программирования Python, C++, Паскаль, Java и С#.
- появилось новоге понятие «функциональная грамотность»
- единство обучения и воспитания ( новый ФГОС делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы)
- второй иностранный язык исключён из предметов, обязательных для изучения
Уточнены направления воспитания:
- гражданско-патриотическое
- духовно-нравственное
- эстетическое
- физическое
- экологическое воспитание
- воспитание ценности научного познания
Обновленные ФГОС НОО и ФГОС ООО 2022 года
Обновленные стандарты вступили в силу 1 сентября 2022 года и коснулись детей, которые пришли в 1 и 5 классы. Изменения в них коснулись в основном планируемых результатов освоения образовательной программы — предметных, метапредметных и личностных. Актуальные ФГОС фокусируются на практических навыках детей: они должны понимать, как связаны предметы и как знания помогают в реальной жизни.
Среди новшеств выделены:
- вариативность
- функциональная грамотность
- единство воспитания и обучения
- необязательность второго иностранного языка