МБОУ "Горьковская ООШ"
Посёлок Горьковский Грайворонского муниципального округа Белгородской области
  • Образовательные стандарты и требования

    С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО).

    Федеральные государственные стандарты (ФГОС) устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Ст. 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального  и основного общего образования (ООП НОО и ООП ООО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». 

    Собственные образовательные программы организации отсутствуют

    Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) призваны обеспечить:

    • единство образовательного пространства Российской Федерации;
    • преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

    Стандарт является основой для объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

    Это свод правил для всех образовательных учреждений по всей России: от сельской школы до МГУ, на основе которого создаются методические пособия, учебные материалы и другая профильная литература. 

    Первое поколение ФГОС

    Введено в 2004 году под названием «Государственные образовательные стандарты». Первую редакцию критиковали за концентрацию на знаниях, а не на умении применять их тем или иным способом. Хорошим результатом считалось, когда «усвоены знания». Нормы касались обязательного минимума программ общего образования и основных требований к обеспечению образовательного процесса. Это был важный документ, которому не хватало детализированности, поэтому вскоре его обновили.

    Второе поколение ФГОС

    ФГОС второго поколения вводили постепенно. Для НОО — в 2009 году, для ООО — в 2010 году. Стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действий (умений). Старый стандарт отвечал на вопрос «Чему учить?», новый добавил ответы на вопросы «Для чего учить?» и «Как это поможет в жизни?»

    Третье поколение ФГОС

    В новых ФГОС 2021 года одни вещи стали необязательными, а другие были конкретизированы. Более того, многие вещи в том или ином виде тестировались в некоторых школах, а до этого обсуждались с профессиональным и родительским сообществом. Поэтому больших сюрпризов ФГОС третьего поколения не принесли.

    Основные изменения в новых ФГОС общего образования 2021 года: 

    • конкретизация, т.е. каждое требование раскрыто и четко сформулировано
    •  вариативность, выражающаяся в возможности  школ самостоятельно разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов
    • патриотическое воспитание: раньше прописывалось, что оно должно быть, теперь у него появились конкретные черты
    • более точно обозначились предметные результаты. Стало ясно,  что должен знать и понимать ученик. Например, в рамках предмета «Информатика» следует понимать назначение языков программирования Python, C++, Паскаль, Java и С#.
    • появилось новоге понятие «функциональная грамотность»
    • единство обучения и воспитания  ( новый ФГОС делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы)
    • второй иностранный язык исключён из предметов, обязательных для изучения

    Уточнены направления воспитания:

    • гражданско-патриотическое
    •  духовно-нравственное
    • эстетическое
    •  физическое
    •  экологическое воспитание
    • воспитание ценности научного познания 

    Обновлённые ФГОС НОО и ФГОС ООО 2022 года

    Обновлённые стандарты вступили в силу 1 сентября 2022 года и коснулись детей, которые пришли в 1 и 5 классы.  Изменения в них коснулись в основном планируемых результатов освоения образовательной программы — предметных, метапредметных и личностных. Актуальные ФГОС фокусируются на практических навыках детей: они должны понимать, как связаны предметы и как знания помогают в реальной жизни.

    Среди новшеств выделены:

    • вариативность
    •  функциональная грамотность
    •  единство воспитания и обучения
    •  необязательность второго иностранного языка

      

    Введение ФООП НОО и ФООП ООО в 2023 году

    С января 2023 года применяются федеральные образовательные программы начального, основного и среднего общего образования. Все школы страны должны привести свои основные образовательные программы в соответствие с федеральными к 1 сентября 2023 года.

    Что такое ФООП ?

     Федеральная основная общеобразовательная программа (ФООП) - это учебно-методическая документация, определяющая единые для Российской Федерации базовые объём и содержание образования определённого уровня и (или) определённой направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы. Федеральный закон от 24.09.2022 г. № 371 - ФЗ

     ФООП начального общего, основного общего и среднего общего  образования одобрены Федеральным учебно-методическим  объединением по общему образованию (Протокол № 9/22 от 14.11.22, Протокол № 10/22 от 21.11.22).

    Что обеспечивает ФООП ?

    • равные возможности для качественного образования
    • единое образовательное пространство страны
    • благоприятные условия обучения

    Для каких уровней образования разработана ФООП ?

    • начального общего образования (НОО): 1 - 4 классы
    • основного общего образования (ООО): 5 - 9 классы
    • среднего общего образования (СОО): 10 - 11 классы

    Что входит в ФООП ?

    • федеральные учебные планы
    • федеральный план внеурочной деятельности
    • федеральный календарный учебный график
    • федеральный календарный план воспитательной работы
    • федеральная рабочая программа воспитания
    • федеральные рабочие программы учебных предметов

    Что будет обязательным для всех школ ?

    • федеральные рабочие программы по учебным предметам "Русский язык", "Литературное чтение" и "Окружающий мир" в начальных классах
    • федеральные рабочие программы по учебным предметам "Русский язык", "Литература", "Обществознание", "История", "География" и "Основы безопасности жизнедеятельности" в основной и средней школах
    • федеральная рабочая программа воспитания
    • федеральный календарный план воспитательной работы

    Ознакомиться с полными версиями ФООП (ФОП НОО и ФОП ООО) можно на портале "Единое содержание общего образования"

    Введение учебного предмета «Труд (технология)»

    С 1 сентября 2024 года в школьном расписании начальной и основной школы появится новый предмет «Труд (технология)».

    В начальной школе на него будет отведено 135 часов обучения, что составляет 34 часа в год для каждого класса от 1 до 4-го. Уроки будут проводиться один раз в неделю. Программа начального общего образования включает несколько модулей, общих для каждого года обучения. Это «Технологии, профессии и производства», «Технологии ручной обработки материалов», «Конструирование и моделирование» и «Информационно-коммуникативные технологии».

    На уроках труда школьники будут заниматься с различными материалами, такими как бумага, картон, ткани, природные материалы, пластик, поролон, фольга и другие. Они получат основы слесарного дела, кройки, шитья.

    В основной школе на предмет «Труд (технология)» выделено 272 часа: по 68 часов в год (2 часа в неделю) в 5, 6 и 7 классах,  по 34 часа в год (1 час в неделю) - в 8 и 9 классах.

    В программу по трудовому обучению для 5-9 классов войдут обязательные и вариативные модули.

    Пять обязательных модулей:

    • «Производство и технологии»
    • «Технологии обработки и пищевых продуктов»
    •  «Компьютерная графика. Черчение» 
    • «Робототехника» 
    • «3-D моделирование, прототипирование, макетирование»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

    Три дополнительных (вариативных) модуля:

    • «Автоматизированные системы» 
    • «Животноводство» 
    • «Растениеводство»

    Основные преимущества новой программы труда заключаются в приобретении базовых навыков работы с разными материалами, знакомстве с миром профессий и самоопределении. Особое внимание будет уделено черчению и графической грамоте, а также введены разделы о беспилотных летательных аппаратах в модуле «Робототехника».

    Данные изменения в программе труда позволят детям получить новые знания и умения, которые могут пригодиться им в будущем.

    Основы безопасности и защиты Родины

    4 августа 2023 года президент РФ Владимир Владимирович Путин утвердил поправку в закон «Об образовании в РФ», согласно которой учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» переименован в «Основы безопасности и защиты Родины». 

    Цель изучения ОБЗР – формирование у обучающихся готовности к защите Отечества и базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности. В рамках предмета школьники освоят знания и умения, которые помогут подготовиться к военной службе.

    Учебный предмет «Основы безопасности и защиты Родины», вводится с 1 сентября 2024 года во всех школах РФ в 8-11 классах и будет проводиться 1 раз в неделю.

    Дополнительно к полученным на уроках знаниям будут проходить учебные сборы, обучение практическим навыкам.

    Приказом Минпросвещения России от 27.12.2023 No 1028 о внесении изменений в ФГОС основного общего и среднего общего образования утверждены образовательные стандарты основного общего и среднего общего образования для учебного предмета — «Основы безопасности и защиты Родины».

    Согласно данному документу изучение предметной области «Основы безопасности и защиты Родины» в основной школе должно обеспечить понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности и защиты Родины, а также роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения. 

    Предметные результаты изучаемой дисциплины призваны отражать:

    • понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества, 
    • формирование установки на здоровый образ жизни, 
    • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства,
    •  знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций,
    •  умение оказать первую помощь пострадавшим,
    • принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации.

    В результате изучения предмета у школьников должны быть также сформированы:

    • знания об элементах начальной военной подготовки, в том числе строевой, тактической, огневой, инженерной и военно-медицинской,
    • знания о правилах оказания первой помощи в условиях ведения боевых действий,
    • знания об общевойсковых уставах, о правилах оказания первой помощи в условиях боевых действий,
    • нетерпимость к проявлениям насилия в социальном взаимодействии, личная антиэкстремистская и антитеррористическая позиция,
    • представления о боевых свойствах оружия массового поражения и способах защиты от него, о беспилотниках воздушных и морских и их использовании в условиях современного боя,
    • представления о том, как противостоять опасностям (в том числе криминогенного толка) в цифровой среде.

    Федеральная рабочая программа ООО по предмету «Основы безопасности и защиты Родины»

    Документы

    • Все документы
    • Нормативные документы
    • Нормативные
    • Федеральные
    • Региональные

    Нормативно-правовые акты уровня общеобразовательной организации, регламентирующие вопросы введения ФООП

    Найдено: 9

    Нормативно-правовые акты по введению учебных предметов «Труд (технология)» и «Основы безопасности и защиты Родины (ОБЗР)»

    • Все документы
    • Федеральные
    • Региональные
    • Планы

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie