Образовательные стандарты и требования
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО).
Федеральные государственные стандарты (ФГОС) устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Ст. 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального и основного общего образования (ООП НОО и ООП ООО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».
Собственные образовательные программы организации отсутствуют
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) призваны обеспечить:
- единство образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Стандарт является основой для объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.
Это свод правил для всех образовательных учреждений по всей России: от сельской школы до МГУ, на основе которого создаются методические пособия, учебные материалы и другая профильная литература.
Первое поколение ФГОС
Введено в 2004 году под названием «Государственные образовательные стандарты». Первую редакцию критиковали за концентрацию на знаниях, а не на умении применять их тем или иным способом. Хорошим результатом считалось, когда «усвоены знания». Нормы касались обязательного минимума программ общего образования и основных требований к обеспечению образовательного процесса. Это был важный документ, которому не хватало детализированности, поэтому вскоре его обновили.
Второе поколение ФГОС
ФГОС второго поколения вводили постепенно. Для НОО — в 2009 году, для ООО — в 2010 году. Стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действий (умений). Старый стандарт отвечал на вопрос «Чему учить?», новый добавил ответы на вопросы «Для чего учить?» и «Как это поможет в жизни?»
Третье поколение ФГОС
В новых ФГОС 2021 года одни вещи стали необязательными, а другие были конкретизированы. Более того, многие вещи в том или ином виде тестировались в некоторых школах, а до этого обсуждались с профессиональным и родительским сообществом. Поэтому больших сюрпризов ФГОС третьего поколения не принесли.
Основные изменения в новых ФГОС общего образования 2021 года:
- конкретизация, т.е. каждое требование раскрыто и четко сформулировано
- вариативность, выражающаяся в возможности школ самостоятельно разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов
- патриотическое воспитание: раньше прописывалось, что оно должно быть, теперь у него появились конкретные черты
- более точно обозначились предметные результаты. Стало ясно, что должен знать и понимать ученик. Например, в рамках предмета «Информатика» следует понимать назначение языков программирования Python, C++, Паскаль, Java и С#.
- появилось новоге понятие «функциональная грамотность»
- единство обучения и воспитания ( новый ФГОС делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы)
- второй иностранный язык исключён из предметов, обязательных для изучения
Уточнены направления воспитания:
- гражданско-патриотическое
- духовно-нравственное
- эстетическое
- физическое
- экологическое воспитание
- воспитание ценности научного познания
Обновлённые ФГОС НОО и ФГОС ООО 2022 года
Обновлённые стандарты вступили в силу 1 сентября 2022 года и коснулись детей, которые пришли в 1 и 5 классы. Изменения в них коснулись в основном планируемых результатов освоения образовательной программы — предметных, метапредметных и личностных. Актуальные ФГОС фокусируются на практических навыках детей: они должны понимать, как связаны предметы и как знания помогают в реальной жизни.
Среди новшеств выделены:
- вариативность
- функциональная грамотность
- единство воспитания и обучения
- необязательность второго иностранного языка
Введение ФООП НОО и ФООП ООО в 2023 году
С января 2023 года применяются федеральные образовательные программы начального, основного и среднего общего образования. Все школы страны должны привести свои основные образовательные программы в соответствие с федеральными к 1 сентября 2023 года.
Что такое ФООП ?
Федеральная основная общеобразовательная программа (ФООП) - это учебно-методическая документация, определяющая единые для Российской Федерации базовые объём и содержание образования определённого уровня и (или) определённой направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы. Федеральный закон от 24.09.2022 г. № 371 - ФЗ
ФООП начального общего, основного общего и среднего общего образования одобрены Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (Протокол № 9/22 от 14.11.22, Протокол № 10/22 от 21.11.22).
Что обеспечивает ФООП ?
- равные возможности для качественного образования
- единое образовательное пространство страны
- благоприятные условия обучения
Для каких уровней образования разработана ФООП ?
- начального общего образования (НОО): 1 - 4 классы
- основного общего образования (ООО): 5 - 9 классы
- среднего общего образования (СОО): 10 - 11 классы
Что входит в ФООП ?
- федеральные учебные планы
- федеральный план внеурочной деятельности
- федеральный календарный учебный график
- федеральный календарный план воспитательной работы
- федеральная рабочая программа воспитания
- федеральные рабочие программы учебных предметов
Что будет обязательным для всех школ ?
- федеральные рабочие программы по учебным предметам "Русский язык", "Литературное чтение" и "Окружающий мир" в начальных классах
- федеральные рабочие программы по учебным предметам "Русский язык", "Литература", "Обществознание", "История", "География" и "Основы безопасности жизнедеятельности" в основной и средней школах
- федеральная рабочая программа воспитания
- федеральный календарный план воспитательной работы
Ознакомиться с полными версиями ФООП (ФОП НОО и ФОП ООО) можно на портале "Единое содержание общего образования"
Введение учебного предмета «Труд (технология)»
С 1 сентября 2024 года в школьном расписании начальной и основной школы появится новый предмет «Труд (технология)».
В начальной школе на него будет отведено 135 часов обучения, что составляет 34 часа в год для каждого класса от 1 до 4-го. Уроки будут проводиться один раз в неделю. Программа начального общего образования включает несколько модулей, общих для каждого года обучения. Это «Технологии, профессии и производства», «Технологии ручной обработки материалов», «Конструирование и моделирование» и «Информационно-коммуникативные технологии».
На уроках труда школьники будут заниматься с различными материалами, такими как бумага, картон, ткани, природные материалы, пластик, поролон, фольга и другие. Они получат основы слесарного дела, кройки, шитья.
В основной школе на предмет «Труд (технология)» выделено 272 часа: по 68 часов в год (2 часа в неделю) в 5, 6 и 7 классах, по 34 часа в год (1 час в неделю) - в 8 и 9 классах.
В программу по трудовому обучению для 5-9 классов войдут обязательные и вариативные модули.
Пять обязательных модулей:
- «Производство и технологии»
- «Технологии обработки и пищевых продуктов»
- «Компьютерная графика. Черчение»
- «Робототехника»
- «3-D моделирование, прототипирование, макетирование»
Три дополнительных (вариативных) модуля:
- «Автоматизированные системы»
- «Животноводство»
- «Растениеводство»
Основные преимущества новой программы труда заключаются в приобретении базовых навыков работы с разными материалами, знакомстве с миром профессий и самоопределении. Особое внимание будет уделено черчению и графической грамоте, а также введены разделы о беспилотных летательных аппаратах в модуле «Робототехника».
Данные изменения в программе труда позволят детям получить новые знания и умения, которые могут пригодиться им в будущем.
Основы безопасности и защиты Родины
4 августа 2023 года президент РФ Владимир Владимирович Путин утвердил поправку в закон «Об образовании в РФ», согласно которой учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» переименован в «Основы безопасности и защиты Родины».
Цель изучения ОБЗР – формирование у обучающихся готовности к защите Отечества и базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности. В рамках предмета школьники освоят знания и умения, которые помогут подготовиться к военной службе.
Учебный предмет «Основы безопасности и защиты Родины», вводится с 1 сентября 2024 года во всех школах РФ в 8-11 классах и будет проводиться 1 раз в неделю.
Дополнительно к полученным на уроках знаниям будут проходить учебные сборы, обучение практическим навыкам.
Приказом Минпросвещения России от 27.12.2023 No 1028 о внесении изменений в ФГОС основного общего и среднего общего образования утверждены образовательные стандарты основного общего и среднего общего образования для учебного предмета — «Основы безопасности и защиты Родины».
Согласно данному документу изучение предметной области «Основы безопасности и защиты Родины» в основной школе должно обеспечить понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности и защиты Родины, а также роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения.
Предметные результаты изучаемой дисциплины призваны отражать:
- понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества,
- формирование установки на здоровый образ жизни,
- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства,
- знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций,
- умение оказать первую помощь пострадавшим,
- принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации.
В результате изучения предмета у школьников должны быть также сформированы:
- знания об элементах начальной военной подготовки, в том числе строевой, тактической, огневой, инженерной и военно-медицинской,
- знания о правилах оказания первой помощи в условиях ведения боевых действий,
- знания об общевойсковых уставах, о правилах оказания первой помощи в условиях боевых действий,
- нетерпимость к проявлениям насилия в социальном взаимодействии, личная антиэкстремистская и антитеррористическая позиция,
- представления о боевых свойствах оружия массового поражения и способах защиты от него, о беспилотниках воздушных и морских и их использовании в условиях современного боя,
- представления о том, как противостоять опасностям (в том числе криминогенного толка) в цифровой среде.
Федеральная рабочая программа ООО по предмету «Основы безопасности и защиты Родины»