Известный советский иллюстратор и карикатурист начинал с обычного для некоторых детей увлечения – с рисования картинок к прочитанным литературным произведениям. Так первой его «работой» в десятилетнем возрасте стали рисунки к новелле «Родная кровь» из «Донских рассказов» Шолохова.
Через тридцать пять лет художник сделал уже не детские, а серьёзные иллюстрации ко всей книге – для издательства «Художественная литература». Таких серьёзных работ у художника было очень много. Один «Василий Тёркин» Александра Твардовского чего стоит! Психологически точный цикл иллюстраций, деликатные линии, блестящая композиционная работа, удивительная игра света и тени, – герои поэмы в рисунках Гальдяева становятся живыми.
Владимир Леонидович родился в 1938 году, застал войну маленьким мальчиком, был в эвакуации и многие вещи военного и послевоенного времени видел своими глазами, что так или иначе нашло отражение в создаваемых им иллюстрациях.
Вот, к примеру, кусочек из воспоминаний художника, отрывок из интервью, которое он дал в 1985 году журналу «Детская литература» (беседовала Л. Звонарёва) и в котором упоминается Вологда.
Это военное время, детство художника, пронзительный в своей простоте рассказ о прошлом: «Никогда не забуду глухой гул немецких самолётов, летящих низко и медленно. Когда я первый раз его услышал, я думал, приближается гроза – это было ещё в Москве. Вскоре на моих глазах разбомбило школу рядом с нашим домом. Мы с матерью и братом поехали в эвакуацию. По дороге в соседний вагон попала бомба. Мать выбросило из поезда взрывной волной, а мы остались. Только спустя три дня мама, сильно поседевшая, нашла нас – меня и брата на ближайшей станции. Потом мы жили в избушке лесника в лесу под Вологдой. И каждый день чёрные самолёты с белыми крестами летали над нами бомбить железнодорожный узел, откуда шли поезда на Ленинград».
После школы Владимир Леонидович учился в Московском педагогическом институте им. В. П. Потёмкина на художественно-графическом факультете, занимался в студии карикатуристов при сатирическом журнале «Крокодил», затем начал публиковать свои рисунки в журналах, среди которых и детский, старейший журнал «Мурзилка», позже стал иллюстрировать книги.
Владимир Леонидович состоялся именно как художник литературы для детей и юношества. Книжки с его иллюстрациями сейчас переиздаются и востребованы среди читателей.
К примеру, поражает лаконичность и в то же время документальная точность рисунков Гальдяева к «Бессмертному горнисту» Николая Богданова. Блокадная история неумолимо разворачивается перед глазами читателя в беспощадно правдивых иллюстрациях. Мрачный интерьер, красный свет, холод, одиночество, необратимость, маленький огонёк надежды, прозрачность наступившей весны, – весь цикл производит неизгладимое впечатление, и хотя авторский стиль в нём не узнать, они сделаны всё тем же художником.
Совсем другое ощущение возникает при взгляде на рисунки к переизданной в 2015 году издательством «Речь» книге Сергея Баруздина «Чудеса». Достаточно посмотреть на одну только обложку, чтобы ощутить весёлое нетерпение в общей стремительности движений персонажей: бегущие дети, теряющий шлёпки мужчина, бабушка с метлой верхом на верблюде, цепочка птиц. Одним словом – чудеса!
А если открыть книжку и найти вступительное слово, то на соседней странице можно увидеть забавный автопортрет с элементами шаржа. Художник изобразил не только самого себя за работой, но и писателя – Сергея Баруздина, задумавшегося о чём-то над печатной машинкой за другим концом стола.
Рисунки детей особенно удавались Гальдяеву. Он обладал своим «почерком», много рисовал с натуры, любил смотреть кинофильмы и заимствовать из них некоторые композиционные решения для своих работ, умел уловить и передать малейшие нюансы эмоциональных переживаний, был точен и аккуратен с деталями быта, мог воссоздать атмосферу прошлого, того же военного времени, с большим вниманием относился к предварительной работе и опирался не только на свои воспоминания, но и на документальные материалы.
А сделанные Владимиром Леонидовичем для разных книг зарисовки природы, выполненные иногда акварелью с добавлением чёрной, уточняющей и бескомпромиссной туши, являются прекрасными образцами пейзажного жанра. Таковы, например, иллюстрации к произведениям Любови Воронковой «Девочка из города» и «Гуси-лебеди».
К ним художник сделал столько удивляющих своей лёгкостью и живостью рисунков, что редкий разворот обходится без визуализации. Бытовые, сюжетные сценки, природа, портреты, по-птичьи воздушные фигурки детей, эмоциональность, проявленная через жесты, силуэты, цвета и всё та же, уже упоминавшаяся документальная точность.
Владимир Гальдяев считал, что для художника гражданской смертью является переход к штампам, к самоповторам и предпочитал делать свою работу так, как от него не ожидали издатели. Благодаря этой его установке мы сейчас имеем счастье видеть уникальные циклы иллюстраций к разным книгам для детей всех возрастов.