МБОУ "Горьковская ООШ"
Посёлок Горьковский Грайворонского муниципального округа Белгородской области
  • Начало «Рельсовой войны»

    Автор: школа
    80 лет назад, 3 августа 1943 года, на оккупированных территориях РСФСР, Белоруссии и Украины началась операция советских партизан под названием «Рельсовая война». За период в полтора месяца было взорвано порядка 215 тысяч рельсов, что сильно затруднило перегруппировки и снабжение отступающих немецко-фашистских войск.
    Начало «Рельсовой войны».

    Рельсовая война (3 августа - 15 сентября 1943 года) это первая крупная партизанская военная операция со стороны СССР.  Она планировалась на оккупированных немцами территориях СССР с целью нанесения урона железнодорожному полотну, чтобы снизить его пропускную способность и ограничить тыловое передвижение немецких войск. Она была необходима Советским войскам как дополнение к операции на Курской дуге. На практике рельсовую войну нужно рассматривать как первый этап крупной партизанской операции, перешедшей в операцию под названием «Концерт» в сентябре-ноябре 1943 года.

    Подготовка к операции
    К началу рельсовой войны Великая Отечественная война продолжалась уже более 2 лет. За это время партизанские соединения существенными операциями не запомнились. Связано это прежде всего с тем, что Ставка долгое время рассматривала понятие «Партизаны» как атрибут Войны 1812 года: крестьяне с вилами и лопатами. Только к к началу 1943 года стало очевидно, что огромное количество военных подразделений и гражданского населения, оказавшегося на оккупированной территории, представляет собой большую силу, способную оказать существенное влияние на ход событий.

    На август-сентябрь 1943 года было 2 основных плана:

    • Уничтожение рельс. Данную идею поддерживал генерал Пономаренко, который совсем недавно получил генеральский титул и по решению Сталина возглавил Центральный Штаб партизанские соединения. Основная его идея заключалась в том, что нужно наносить удар исключительно по рельсам. Уничтожаем рельсы, уничтожается железнодорожное полотно, а значит у противника нет возможности по нему передвигаться.
    • Уничтожение паровозов и эшелонов. Данную идею поддерживал полковник Старинов, известный ещё по организации подрывной и партизанской работы в Испании. Старинов говорил о том, что уничтожение полотна является бессмысленным, а основной удар нужно нанести по паровозам. Во-первых, у немцев их не хватает, а во-вторых уничтожение паровоза автоматически выводит из строя железнодорожное полотно на 500-600 метров.

    Оба пути по своей сути были разумными, но они должны были учитывать реальности того времени. Как показало время, Старинов был прав и его путь мог причинить германской армии колоссальный урон. У Германии не было проблем с рельсами, а с паровозами были. Пономаренко же убедил Сталина, что в Германии есть острая нехватка в рельсах, а значит нужно проводить именно войну на уничтожение рельсов, не трогая паровозы. Сталин поддержала своего генерала, а Пономаренко отправил Старинова к украинским партизанам, которые практически не участвовали в рельсовой войне 1943 года (на территории Украины в это время шла реализация идея Старинова - подрыв паровозов и эшелонов).

    14 июня в Москве было  принято решение о проведении рельсовой войны и партизанским соединениям стали активно перебрасывать взрывчатку и специалистов, которые должны были  обучить эту взрывчатку устанавливать.

    Проведение операции
    Приказ о начале проведения рельсовой войны был отдан ночью 3 августа 1943 года. Основной удар партизаны должны были нанести по территории, на которой располагались германские войска группы армии Север и Центр. Всего в рельсовой войне приняло участие порядка 100 тыс партизан. В общей же сложности речь идет о подрывной деятельности на территории по фронту более 1000 км.

    Массовые партизанские действия поставили немецкое командование в тупик, в результате чего долгое время враг не мог эффективно бороться со взрывами рельс. Достаточно сказать, что только в первую ночь операции было уничтожено 42 тыс. рельс. В целом же за весь период рельсовой войны было уничтожено немногим менее 215 тыс. рельсов. В результате только по территории Белоруссии перевозка немецких грузов и армии сократилась на 40%. Если же рассматривать отдельные участки железных дорог, то в результате подрывной деятельности на некоторых из них движение было приостановлено на период до 2 недель. На отдельных участках повреждения были настолько сильными, что на ликвидацию последствий ушло около месяца.

    К сожалению для советских партизан у Германии не было проблем с рельсами, но даже если бы такие проблемы были, то рельсы свободно могли демонтироваться в других оккупированных странах и перебрасываться в Советский Союз. В дальнейшем, когда операция «Рельсовая война» переросла в операцию «Концерт»,  на территорию СССР рельсы перебрасывались из самой Германии, стран Бенилюкса и Польши.

    Об итогах этой операции можно узнать на сайте «История России».

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie